Как упаковка проекта для инвесторов помогает получить финансирование для бизнеса?
Любые стартапы, какими бы перспективными они ни были, нуждаются во вложениях. И часто источниками финансирования являются инвесторские средства. Как показывает практика, чтобы получить деньги, мало просто озвучить основную идею. Грамотная упаковка проекта для инвестора может стать решающим фактором его успешного финансирования.Что такое упаковка проекта
Это эффективный инструмент в руках предпринимателя, включающий в себя разные аспекты презентации – от бизнес-модели до брендинга. Такой комплексный подход позволяет донести глубину своей идеи до потенциального инвестора, благодаря которой он может увидеть потенциальные возможности, а не риски стартапа. И чем он качественней, тем понятнее и привлекательнее для потенциальных инвесторов.
Упаковка инвестиционного проекта представляет собой доступное описание и донесение сути стартапа посредством заблаговременно подготовленного набора документов. При изучении последних, инвесторы с легкостью смогут оценить предлагаемый проект и его перспективы.
В зависимости от того, какую сферу деятельности или отрасль представляет проект, его упаковка может включать презентацию, инвестиционный меморандум и резюме или, например, финансовую модель, инвестиционную презентацию и юридическую документацию.
Так, например, резюме призвано привлечь внимание инвестора к предлагаемой идее таким образом, чтобы он захотел изучить ее в полном объеме. Меморандум подскажет ответы на такие вопросы, как стоит ли вкладывать деньги в этот проект, каковы перспективы и риски вложений. Презентация даст развернутое представление о проекте, подтолкнет инвестора к принятию положительного решения.На какие аспекты обращает внимание инвестор
Надо сказать, что лишь незначительная часть предлагаемых инвесторам проектов получает финансирование. Многие отклоняются, в частности, по причине не востребованности предлагаемого продукта или неправильного подбора команды.
Чтобы правильно преподнести проект, важно сделать акцент на следующих аспектах:
· непосредственно предлагаемом продукте. Если продукт не будет востребован ни в текущий момент, ни в перспективе – грамотный инвестор в него не вложится. А если подобные продукты уже существуют на рынке, важно доказать, что ваш лучше, конкурентоспособен и может принести в разы большую прибыль.
· уровне квалификации набранной команды. Здесь важно сделать акцент на профессионализме сотрудников, их опыте в конкретной сфере деятельности;
· рынке сбыта. Чем он больше, тем привлекателен продукт для инвесторов и тем больше вероятность привлечения не только российских, но и зарубежных фондов;
· актуальности предлагаемого продукта. В данном случае нужно обосновать, почему данный проект следует запускать именно сейчас, объяснить, какие рыночные условия будут способствовать его продвижению;
· конкурентоспособности продукта. Здесь важно не просто заявить о конкурентоспособности, но и рассказать инвесторам, с какими аналогичными продуктами способен конкурировать предлагаемый, а также о том, за счет каких преимуществ. Нужно убедить инвесторов в том, что предлагаемый продукт найдет свою целевую аудиторию и выйдет в топ среди прочих.Почему инвесторы отказывают
В поисках проекта, в который можно вложить средства, инвестор руководствуется конкретной целью. Это может быть приумножение или сохранение капитала либо приобретение бизнеса, отвечающего определенным критериям. Соответственно в первом случае инвестор обращает внимание на перспективные быстроразвивающиеся проекты, во втором на понятный и твердо стоящий на ногах бизнес и в третьем случае акцент делается на конкретный бизнес.
В любом случае, ключевая цель инвестора – заработать деньги, поэтому так важно дать потенциальным инвесторам ответы на вопросы, касающиеся расходования средств, возврата вложений, а также относительно масштабирования бизнеса с целью его капитализации. И если упаковка проекта для инвестора дает возможность получить четкие ответы на интересующие его вопросы, вероятность вложения средств именно в ваш бизнес значительно возрастает. И напротив, не получая конкретных ответов, инвестор продолжает поиск отвечающего его запросам проекта.Подготовка финансовой модели проекта
Такая модель содержит расчет финансовых показателей проекта, отражающих его жизнеспособность и будущие результаты. Благодаря финансовой модели инвестор может понять, насколько выгодно вкладывать средства в конкретный проект и какой доход он принесет в перспективе.
Важно! От того, насколько грамотно составлена финансовая модель проекта, напрямую зависит конечный результат. Поэтому нередко для составления модели привлекаются профессиональные бизнес-аналитики.
Качественная финансовая модель должна включать в себя:
· прогнозную финансовую отчетность – показатели прогнозируемого состояния проекта на момент его реализации;
· показатели эффективности проекта и его оценку;
· анализ, показывающий насколько чувствителен проект к изменению первоначальных данных.Передача сути проекта в презентации
Презентация – неотъемлемая часть упаковки любого проекта. С ее помощью передается суть стартапа – минимум информации, целью которой является привлечение внимания инвесторов. И если цель достигнута, то можно переходить к обсуждению более конкретных вопросов.
Инвестиционная презентация должна ответить на следующие основные вопросы: какой продукт предлагается инвесторам, кто его предлагает, почему именно этот продукт (в чем его преимущества) и каких успехов уже успела достигнуть команда проекта.
Повышению эффективности упаковки проекта способствует формат его презентации. Презентовать свой продукт можно:
· одной, но емкой фразой, выражающей суть проекта. Такая фраза должна сформировать четкое представление о том, чем занимается компания и одновременно вызвать у инвесторов интерес;
· посредством Elevator Pitch. Этим термином обозначается так называемая презентация для лифта – короткий рассказ, описывающий концепцию проекта. Такая презентация обычно длится не более минуты, а ее цель – молниеносное привлечение внимания потенциального инвестора за счет раскрытия сути предложения;
· с помощью полноценной презентации, включающей рассказ о продукте, сопровождающийся демонстрацией слайдов, а также ответы на вопросы инвесторов. Рассказать нужно непосредственно о предлагаемом продукте, объемах выпуска, рынке сбыта, команде, драйверах роста.
Важно! Используйте графики и визуализации, чтобы сделать информацию более доступной.Значение бренда и дизайна
Первое впечатление в восприятии чего-либо зачастую имеет решающее значение. Именно поэтому столь немаловажное значение имеют дизайн презентации и бренд. Иногда, чтобы заинтересовать инвестора, достаточно одного яркого впечатляющего слайда.
Упаковка инвестиционного проекта может содержать стандартный общедоступный набор инструментов оформления, но индивидуальное дизайнерское решение будет выглядеть намного выгоднее. Разумеется, стоить это будет дороже. В то же время презентация, оформленная профессионалом в своей сфере деятельности, значительно повысит шансы на дальнейшее сотрудничество.
Важно! Профессионально оформленная презентация рассчитана на то, что с каждым последующим слайдом внимание инвестора будет только повышаться.Ошибки предпринимателей
Практика показывает, что более половины бизнес-проектов остаются без внимания инвесторов из-за того, что владельцы бизнеса не способны качественно представить свой продукт. Закономерными причинами отказов становятся в большинстве своем следующие:
1. Отсутствие упаковки как таковой. Так, многие компании и предприниматели убеждены в бесполезности упаковки. Считают ее лишними тратами времени и средств. Вместо этого они рассказывают о своей идее в надежде на то, что их энтузиазм подхватят потенциальные инвесторы.
На самом деле это глубокое заблуждение, ведь качественно подготовленная упаковка инвестиционного проекта повышает шансы получить финансирование в несколько раз. Из-за отсутствия упаковки инвесторы не получают ответы на интересующие их вопросы, а бизнесмен после отказа не может сориентироваться и понять, что делать дальше.
2. Самостоятельно подготовленная упаковка. Очень многие владельцы бизнеса экономят на подготовке упаковки, делают ее сами и получают отрицательный результат. Последний может последовать, например, в следующих случаях:
· если финансовая модель не дает ответов на вопросы инвесторов, а представляет собой набор цифр и показателей, никак не связанных между собой. Создается впечатление, что все это взято из головы, а не является результатом аналитической работы;
· если представленная презентация только хвалит продукт. При этом важные вопросы относительно целевой аудитории, рынка сбыта, актуальности продукта, механизма реализации так и остаются без ответов;
· если предлагаемая инвесторам документация представляет собой скачанные из интернета шаблоны, не имеющие ничего общего с проектом.
Ошибки предпринимателей и компаний можно перечислять долго, но и так понятно, что небрежное отношение в части представления своего проекта является ключевой. Важно не просто предложить что-то, пусть даже принципиально новое, важно правильно это преподнести, то есть грамотно упаковать проект. Последний помимо прочего должен доказать потенциальным инвесторам, насколько перспективны будут их вложения.
Чтобы быть в курсе инвестиционных событий, которые происходят внутри клуба , переходи в канал, где можно тренировать насмотренность и читать кейсы уже действующих участников
🎁 И сразу прокачивайте насмотренность инвестора! В канале уже ждут разборы кейсов инвестиций в недвижимость и бизнес со всего мира
INVEST
CULTURA
ИП РЫЖОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
ИНН 246210219344